Лев Павлович Вейберт
1925-2006
График, живописец, один из известных мастеров офорта XX века на Урале.
Член Союза художников России (с 1965)
Имя художника – графика Льва Вейберта хорошо известно на Урале. Этот суровый край стал для него родиной и местом трагических испытаний, неиссякаемым источником творческого вдохновения, главной темой и главной любовью. Для Вейберта Любовь была и остается той живительной движущей силой, которая заставляет его сердце биться. Любовь к родной земле, к людям, художник продолжает активную творческую деятельность.
Его работоспособности удивляются и завидуют многие «из молодых», и именитые мастера «снимают шляпы».
ЛЕВ ВЕЙБЕРТ родился 14 августа 1925 года в селе Сылва Пермской области в интеллигентной семье потомственных обрусевших немцев. С детства увлекался музыкой, чтением зарубежной литературы, но победила любовь к изобразительному искусству. В 14 лет Лев совершил туристический поход по Бажовским местам. Там появились первые рисунки, посвященные природе Среднего Урала.
Вейберт стремился получить художественное образование, но его мечты развеяла война с Германией. На русских немцев обрушился шквал репрессий. В 1942 году семья Вейберт была отправлена в Таборинский район на поселение без права выезда.
17-летний Лев Вейберт был «мобилизован» на Богословские угольные копи в Карпинск. Изнурительный многочасовой труд на страшном морозе, голод и болезни ежедневно уносили десятки жизней. Вейберт выдержал эту жестокую схватку со Смертью. Удивительно, что сейчас, вспоминая то время, Лев Павлович рассказывает о неизгладимом впечатлении, которое произвела на него природа Северного Урала, о людях, с которыми связала его судьба. Он сохранил веру в Человека, в лучшие качества Его души. Художник редко говорит о власти, о советском режиме, о политике, а если и говорит, то без злобы и осуждения. Там в Карпинской зоне, Лев Вейберт познакомился с Михаилом Дистергефтом. Тесная дружба связывала двух мастеров 63 года.
Годы, проведенные в немецкой зоне, повлияли на мироощущение будущего художника. С тех пор Лев Вейберт воспринимает Жизнь как Божий дар, умеет ценить каждый миг бытия, восхищаясь гармонией и преклоняясь перед красотой мироздания.
Поступив в 1949 году в Свердловское художественное училище, он через 3 года отправляется в свой первый таежный поход по Северному Уралу. Тогда окончательно формируется интерес Вейберта к жанру пейзажа, преданность которому он сохраняет по сей день. может быть, суровая лаконичность уральского ландшафта предопределила и обращение молодого художника к станковой печатной графике.
Секретам гравюры, в первое время, обучался сам, по книгам и репродукциям. Решающим событием для Льва Вейберта, стимулирующим его дальнейшее совершенствование в искусстве печатной графики, стала учебная практика в подмосковном доме творчества «Челюскинская» у известного ленинградского художника А.И. Харшака. Там в 1959 году состоялась незабываемая для Льва Павловича встреча с человеком – легендой из XIX века, 80-летним Г.Н. Гаман-Гамоном, который в свое время общался с такими мастерами офорта как Ф. Бренгвин, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В.В. Матэ.
Лев Павлович признается, что состоялся как художник, во многом благодаря своей жене, художнице Надежде Никулиной: «Надя была моим другом, советчиком, единомышленником, соавтором и, конечно, первым зрителем моих работ. Она имела отличный художественный вкус, с профессиональной точностью подмечала достоинства и недостатки каждого эстампа».
В 60-е годы еще очень сильна была школа реалистического искусства. Художник убежден, что именно верность традициям академического реализма позволила ему достичь вершин мастерства. В 1965 году Лев Вейберт был принят в члены Союза художников СССР.
Упрямо и целеустремленно, «шаг за шагом» он постигал законы сложнейших графических техник. Линогравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, мягкий лак… Вейберт много путешествует по Уралу, выполняя наброски и зарисовки, которые в дальнейшем послужили материалом для многочисленных графических листов, посвященных неповторимой Уральской земле. Сама природа стала его Мудрым Учителем. Внимая голосам кедров, чувствуя дыхание ветра и пульс земли, художник безошибочно выбирает вид гравюры и мастерски использует все её технические возможности для создания выразительного образа в разнообразных по характеру пейзажах: эпических, лирических, романтических.